Category: дети

Category was added automatically. Read all entries about "дети".

Делимся опытом


Поделитесь, пожалуйста, тем, как организуете свой быт и распорядок дня в сложивщихся условиях с ораниченным выходом из дома и работой на дому. Что помогает, что дается сложнее.

Я решила вводить более здоровые привычки в распорядок дня, но как-то перестаралась и переутомилась. И для нихнужно время и навыки, и терпение, что бы себя переучить. И еще навыки какого-то заботливого,доброго отноошения к себе, что бы себя именно, как ребенка переучитвать, учить чему-то новому, смотреть, что получается, а что нет.

А хочется всего и сразу и полезно. Даже вот хочу ч тером ообсудить, почему перестраиваться так сложно, даже, казалось, на полезные вещи. Еще, конечно эти вещи и время занимают и кажется, что лучше уж ничего не делать или оставить как было, что "тратить и выкравивать " время на новое ) Как-то пока такой вывод именнов отношении ощущщения и восприятия времени. И кажется, что время дома быстрее идет...


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут


Почитать отзывы о терапевтах можно тут ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

(no subject)

В моем любимом бложике (англ.) про всякие необычные штуки, которые можно купить, увидела пост про браслеты для тех, у кого отношеньки на расстоянии. Когда один прикасается к браслету, второй получает сенсорное и визуальное сообщение об этом.

Такой вот милый рекламный ролик:



У меня первая мысль - а чего сразу отношеньки? Мелким детям с родителями это гораздо важнее.

Почему КПТ не годится для работы с детской/комплексной травмой

Janina Breidaka очень емко разложила по полочкам, что нужно для исцеления комплексной травмы и почему когнитивно-поведенческая (когнитивно-бихейвиоральная) терапия для этого не подходит:

Очень упрощённо говоря - ведь что такое комплексная травма? Это последствие того, когда на протяжении длительного времени человек сталкивался с травмирующими событиями, которые превышали возможности его психики эти события переварить. Это неспособность психики справиться с чрезвычайными по нагрузке событиями и это отсутствие необходимой поддержки извне, которая бы этой психике помогла.


Под чрезвычайными событиями мы понимаем не только природные и технические катастрофы и военные действия, но и многократное физическое и сексуальное насилие, а также эмоциональный, вербальный абьюз и неглект, с которым ребёнок сталкивается в раннем возрасте (здесь можно упомянуть семьи алкоголиков и наркоманов, семьи с психически больными родственниками и просто семьи, где токсичность всех членов зашкаливает).

Главное последствие травмы - это отчуждение человека от его ЧУВСТВ. При чрезвычайных событиях чувства у человека тоже чрезвычайные. В отсутствие навыка переваривать чувства такой силы (а у детей нет такого навыка) и в отсутствие поддержки (взрослые должны помочь и научить ребёнка проживать эти чувства без страха), человек не справляется с эмоциональной нагрузкой и эти чувства подавляет и видоизменяет с помощью тех психологических защит, которые наиболее близки его темпераменту и психическим особенностям.

[читать дальше]Наиболее распространённые защиты от травмы - это, в том числе, все подвиды отыгрывания, интеллектуальных и диссоциативных защит. "Раз я не могу справиться с ужасом посредством чувств, я отрежу все чувства и обесценю их и попробую справиться с ними с помощью действий и интеллекта." Обсессивно-компульсивные люди бегут от своих чувств посредством навязчивых мыслей и действий, зависимые люди прибегают к алкоголю, наркотикам и перееданию, истеричные люди хаотично суетятся, шизоидные люди вообще живут только в голове.

По сути, что делает человек с травмой - он вынужденно использует когнитивно-поведенческую стратегию, чтобы справиться с невыносимыми чувствами и чтобы удалить их из сознания. Понятно, к чему я клоню, да? Аппелировать к когнитивно-поведенческим способностям человека при проработке травмы - это по сути повторять и усиливать те стратегии выживания, которые у него и так есть и которые у него и так чрезмерно развиты.

Что не развито у человека с травмой? Способность чувствовать, способность дифференцировать чувства и способность эти чувства проживать, не разрушаясь и не прибегая к подавляющим чувства защитам.

У человека с травмой будет много замороженных и невыраженных чувств, которые нужно по кусочкам размораживать и присваивать через непосредственное проживание в присутствии поддерживающего лица. Таким образом, компетентный и эмпатичный терапевт временно берёт на себя роль устойчивого взрослого, который (как родитель) контейнирует тяжёлые чувства клиента, давая им место быть безо всякой оценки и интеллектуализации.

Ну и как это помогает? Какой смысл бередить старые раны и утопать в слезах?

Помогает это таким образом:
- происходит разрядка аффекта, он проживается, завершается и теряет свою силу
- в силу того, что аффект разряжен и чувство присвоено, исчезает потребность тратить энергию на подавление этого чувства (тут у клиента может исчезать телесная и психическая симптоматика, например, могут прекратиться панические атаки или навязчивые мысли, а также может появиться больше физических сил)
- но наиболее важное, что происходит благодаря проживанию и присвоению чувств, - это построение более целостной картины самого себя и более целостной и непрерывной картины своей жизни: в моей жизни было это и это, и я тогда чувствовала это и это, я могу быть и такой и такой, в зависимости от ситуации, я больше не раздроблена, теперь я цельная и принимаю себя со всеми своими чувствами, реакциями и опытом (уважение ко всем свои чувствам -> уважение и любовь к себе -> цельная устойчивая личность)

Соответственно, человеку с комплексной травмой наиболее подойдут методы психологической помощи, где большое внимание уделяется детскому опыту и работе с чувствами. (Копаться в травмах и плакать, всё верно.) Насколько мне известно, таким критериям отвечает психодинамическая терапия и гештальт-терапия. С интересом поглядываю на схема-терапию (однако говорить, насколько каждый терапевт сумеет сбалансировать её когнитивную и гештальтистскую часть, я не берусь). В качестве не самостоятельных, но вспомогательных и целительных средств выступаю всеми руками за EMDR терапию, телесную терапию, танцевальную терапию и все виды арт-терапий.

Подытожив: не учите меня думать, просто послушайте, как я плачу. "Как ты? Что ты чувствуешь? Я сейчас с тобой и я полностью на твоей стороне," - это те слова, которые человек с комплексной травмой не слышал примерно никогда. И это то, что исцеляет.

Делимся опытом


Добрый день!
у меня был небольшой опыт терапии и я пытаюсь самостоятельно что-то делать, но меня очень сильно стопорит образ ребенка, который активно используется в психологии. Дело в том, что мне не нравятся дети. И когда говорят "представьте себя маленькую" - мне не нравится, я не хочу представлять детей, они мне неприятны, даже если этот ребенок символизирует меня/это я. Я не знаю, последствие это травмы или само по себе. Во время прошлой терапии я представляла птенца место ребенка. Но я читаю разные психологические вещи, подходы к переработке травмы и тренинги - и везде про ребенка и меня это достаточно ощутимо выводит. Также мне неприятны техники, где надо быть матерью себе-ребенку, потому что мне неприятно представлять себя взаимодействующей с ребенком, имеющей ребенка.

Если это важно - я не помню своего детства. Есть в памяти некоторые моменты, но почти ничего про взаимодействие с родителями до школы и до трех лет вообще ничего (в три года отец закончил учебу-армию, вернулся и мы переехали от бабушки).

Возможно, кто-нибудь что-нибудь может подсказать в связи с моей ситуацией? Может как-то можно давать себе принятие альтернативным образом? Или с каким запросом идти к психологу чтобы что-то поменять?


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут


Почитать отзывы о терапевтах можно тут ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

Делимся опытом


Доброго дня Эль и читатели блога, большое спасибо за информативное пространство и возможность обсудить проблему.

Неоднократно встречала (и здесь тоже) расхожее выражение "внутренний ребенок хочет на ручки", "взять его на ручки", "взять травмированную часть на ручки" и т.д.

У меня возникает вопрос: а вот как это все осуществить практически?

Какие конкретно действия нужно совершить, чтобы он это почувствовал?


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут


Почитать отзывы о терапевтах можно тут ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

Делимся опытом


Здравствуйте, Эль и уважаемые участники ЖЖ! Хочу поговорить о тиках мышц сталкивались ли вы с этим на терапии. Я столкнулась с тем, что иногда бывает тик мышц лица, подергивание губ или брови. Я об этом сообщила своей тер, она как-то уклончиво мне сказала, что это может быть связано с очень ранним. А с чем, не понятно? Я не очень этому поверила прошла обследование у невролога, оно ничего не выявило. Тогда я стала следить, когда приходят такие мимичнские тики, оказалось действительно это связано с чем-то глубоким внутри, хочется плакать в таких ситуациях, закрыть лицо руками или словно провалиться в темноту, в тишину. Тоесть странное такое состочние и в тоже время очень привычное,в чем и сложность. Сейчас снова всплыла эта проблема, а работаю я с темой отца, возраст 2-3 лет, вышла на ощущения заглатавания, проглатывания так наверное вернее будет, воздуха во время разговора. Тоесть судорожное сглатывание, словно не успеваю сказать или мне воздуха не хватает,как удешье может быть.Может быть с любыми людьми. Внутри чувствую неуверенность, нецентрированность, и слишком много внимания со стороны, хочется бежать. Пока все вот на таком уровне, дальше думаю что делать, как это все распутать.

Смотрела недавно кино "Любовь не по размеру", у героини тоже случился мимический тик и ей между делом сказали, что пора войти в контакт со своими чувствами и перестать быть грудничком. Мне героиня близка своими метаниями, мне также трудно следовать за своим сердцем.
Узнала про тики следующее.

Нервные тики подразделяют на 4 группы:

[читать дальше]1.Мимические (в процесс вовлекается мимическая мускулатура): Непроизвольное дергание глаз; Различного рода нахмуривания лба, подъём бровей; Неконтролируемые улыбки, открывания рта, подёргивание щёк.

2.Моторные (в процесс вовлекаются скелетные мышцы): Неконтролируемые резкие движения рук, ног; Отдёргивания головы; Подергивания плеч, пальцев ног и рук.

3.Голосовые или вокальные (затрагивание мышц гортаней, регулирующих просвет голосовых связок): Непроизвольные звуки (ребёнок может фыркать, шипеть, хмыкать); Покашливание с одинаковыми интервалами.

4.Сенсорные (нарушения поверхностной или глубокой чувствительности): Патологическое ощущения холода или тепла; Ощущения тяжести. Также различают локальные и генерализованные формы (когда поражаются отдельные мышцы или группы мышц).

Сенсорные тоже наверное были, я начинала в период нервного перевозбуждения мерзнуть до лязганья зубами, потом когда отработали моменты рождения, удалось вн. ребенка взять на ручки отогреть, все прекратилось. Но мне тер тогда не сказала об этом, что мерзнуть это как нервный тик может быть.

Чувствую, что я подошла к чему-то очень близко, но пока не удается посмотреть.

У меня вопрос, кто сталкивался с подобным в терапии или может быть, что - то читал об этом. Буду бесконечно благодарна если вы со мной поделитесь своим опытом.



Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут


Почитать отзывы о терапевтах можно тут ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

Делимся опытом


Здравствуйте Эль и читатели. Спасибо за журнал. У меня вопрос: приходится ли кому-то проходить через ненависть к субличностям? К самым заброшенным, беспомощным младенцам, которые и сказать-то ничего не могут, и понять их трудно, а уж чтобы дать то, что нужно, и вовсе надо менять что-то, что поменять невозможно.

Терапевту пока не задавала вопрос имено в этой форме, обычно на описания этих существ она предлагает разнообразные варианты заботы. Ну какой-то подойдёт, но потребности младенца не удовлетворяются, ему надо очень много, у меня столько нету. Непонятно как взрослую часть им взрастить, мне кажется это бесполезно. И ненависть не проходит. Снова и снова надо заботиться о ком-то, на кого сил нет.

У меня это отношение к своим младенческим частям перекликается с детским опытом, когда у меня было двое детей а мне было от семи до шестнадцати. Ненависть - это все что я имею внутри по этому поводу и к себе. При этом чужие младенцы страшно умиляют и я с удовольствием общаюсь. Но воспринимать также то, что у меня внутри, невозможно.

Поделитесь, пожалуйста, у кого что есть из опыта обращения с этим.
Телесно-ориентированной терапии в нашем селе нет, я б давно.


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут


Почитать отзывы о терапевтах можно тут ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

Делимся опытом


В терапии вышли на тему стыда и моего возраста 1-3 года, время зарождения и формирования этой эмоции. Очень тяжело писать про свои ощущения, потому что больно. Но мне нужна поддержка и может кто-то поделится опытом.
Эта тема прошла нитью через финансы, секс, и работу. Сначала я заметила, что у меня есть белые пятна в этих темах, как разрывы, заполненные моими представлениями о том как должно быть и мое рвение подвести реальность под эти представления. Мои мучительные попытки все наладить, на деле приводили к фиаско, это не работало, у меня падала самооценка, я считала себя тупой, глупой и голодной. Пока в терапии не зацепили тему моего внутреннего саботажника. Который клешировал мое поведение:с одной стороны я бунтовала против правил, нарушала их и тогда это походило на - амнепофигмама, или наоборот я пасовала, впадая в депрессию перед правилами и законами, они мне казались абсурдными и не выполнимыми, и тогда находилась во внешнем мире "мать" устрашающая меня.

Мне казалось что это про гнев, страх, отвержение, но на деле вышли на стыд, потому что мне не хватает свободы и умения получать удовольствие. Реакция стыда видна в теле: это мои глаза есть аллергия, мне трудно смотреть в глаза, таз подтянутый внутрь, косолапая походка. Внутренняя неустойчивость, ощущение сжатия. Эмоционально-страшно что оценят, не поймут, все внутри сжимается, накрывает горячей волной и слезами.

Тер. говорит, что стыд это забор между внутренним и внешним, за эмоцией стыда стоит желание.

А я чувствую себя словно в садике с холодным, железным горшком в руках и мокрых штанишках.

А мой вн. взрослый не знает, чем помочь, тупит, бессилен. И ни как не взять ребенка на ручки.

Я не могу своему вн. ребенку сказать, что все закончилось, потому, что не закончилось, я все еще живу в этой стране в которой НАДО ходить в детский садик, школу, институт, работу как на конвейере , а ты как личность со своими желаниями и особенностями, включая душу ни кому не интересен и не нужен. Тебе дали этот горшок и ты должен его наполнять, когда скажут, а не тогда когда хочется.

Тер. говорит, чтобы стыд перестал так давить, нужна новая форма, прожить новый опыт с другим у кого такого нет, нужно новое поведение сформировать. Кто в контакте со своим удовольствием.


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут


Почитать отзывы о терапевтах можно тут ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

(no subject)

Отказывать кому-то в праве печалиться, когда плохо, потому что кому-то еще хуже (дети в Африке голодают), это все равно что запрещать радоваться, потому что кому-то еще лучше.

Поперек себя

В процессе работы исцеления травмы наступает этап, когда нужно себя переучивать и заменять старые, привычные реакции на события на новые и сообразные текущей реальности. Например, перестать реагировать на перемены паникой и стрессом, и начать реагировать из ресурсного и любопытного состояния.

У привычных реакций есть два аспекта - физиологический и психологический. На компьютерном жаргоне - хард и софт, "железо" и программное обеспечение.

Хард - это структура мозга. У ранних травматиков обычно чрезмерно развиты отделы, отвечающие за бей-беги-замри, и плохо развиты отделы, отвечающие за саморегуляцию. Так что по чисто физиологическим причинам реакцией на события, которые травматик видит как тревожащие и пугающие, могут быть чрезмерная паника, побег или замирание. Мозг можно обучить реагировать иначе и можно дорастить в нем нужные отделы. Переучивание, в основном, состоит из повторений - то есть, регулярной медитации, регулярного заземления, регулярной физической нагрузки, регулярного и полноценного сна, регулярной терапии. Повторение обеспечивает рост и укрепление новых нейронных связей, отвечающих за саморегуляцию и поддержание уравновешенного состояния.

Софт - это убеждения и установки. Например, все правила травмы, которые были выведены из полученного травмирующего опыта. Например "Перемены - это ВСЕГДА плохо". Или - мое любимое - "Лучший способ реагировать на что-то пугающее - это интенсивно паниковать, думать только об этом, вставать и засыпать с паникой, потому что это (каким-то образом!) помогает решить ситуацию". То есть, психика видит панику как важный инструмент, с помощью которого можно как-то улучшить ситуацию. Бывает и "Если я буду метаться и паниковать, кто-то увидит, придет и спасет меня/поможет мне решить проблему".

При попытке рационально объяснить себе вред от паники, внутри происходит примерно такой диалог:

[читать дальше]Вы:
- Все, успокаиваемся и смотрим на ситуацию безоценочно.
Перепуганный внутренний ребенок, который перехватил управление:
- Ты что, смерти нашей хочешь?! Если ты перестанешь паниковать, ты пропустишь что-то важное!
Вы:
- Нет, наоборот. Паника - это туннельное зрение, оно дает слишком узкий обзор. Именно так важное и пропустишь.
Перепуганный внутренний ребенок:
- Нельзя, нельзя успокаиваться! Быть спокойным - это очень опасно, очень!

То есть, перехвативший контроль над телом и головой маленький испуганный ребенок не верит, что не только можно, но и нужно по-другому. Именно поэтому так важно вырастить внутри фигуру хорошего родителя или адекватного взрослого, который сможет 1) взять управление на себя, 2) успокоить ребенка и пересадить его на пассажирское сидение из водительского. Для того, чтобы ребенок позволил это сделать, нужно, чтобы родитель завоевал его доверие и показал, что может о нем позаботиться.

И у этого родителя/взрослого непростая задача, потому что нужно научиться делать прямо противоположное тому, что психика делала десятилетиями. В нашем случае, например, научиться сохранять спокойное и собранное состояние там, где раньше была бесконечная паника. Плюс психика считает, что паниковать - безопаснее, чем не паниковать. Чисто статистически, примерно 91% страхов и негативных прогнозов на будущее не сбывается, так что травмированная часть делает вывод, что паниковать и представлять ужасные картины будущего способствует тому, чтобы это ужасное будуще не случилось. Хотя никакой связи между паникой и положительным исходом не существует. Взрослый/родитель должен встать в мета-позицию, чтобы видеть и привычную реакцию психики и адекватные способы реагирования, и двигаться в направлении этих адекватных способов, независимо от того, куда несет психику. А для мета-позиции нужно вырастить части личности, которые больше и взрослее внутреннего ребенка, и которые могут взять его на ручки и успокоить.

Я где-то года полтора работала с установкой "Если хочешь, чтобы все мечты сбылись, нужно страдать и находиться в депрессии, иначе ничего не получишь". Она включала в себя также "Ничему сейчас нельзя радоваться, а то мечту не дадут, и нельзя иметь нормальную самооценку, а то тем более не дадут". Я меняла ее на "Я хочу быть в устойчивом, оптимистичном состоянии со стабильной самооценкой и получающей удовольствие от жизни уже сейчас". Ощущение было, что прямо иду против всего святого, предаю себя и свои мечты. Мой внутренний ребенок страшно горевал и убивался. Принимала решение я из взрослой позиции человека, который понимает, что по-старому - это дорога в никуда, которая закончится, скорее всего, суицидом от безысходности, и понимает это, не смотря на то, что вся психика категорически против смены курса. Работа включала в себя отслеживание старых сценариев и установок и бесконечных повторений "Нет, это неправда", "Это устарело", "Это уже не мое", "Спасибо, не надо". Берем плачущего ребенка, заворачиваем его в одеялко, баюкаем, успокаиваем и несем его в нужную сторону. Штормило меня капитально, кидало в разные стороны, раздирало изнутри - все эти защиты обострились чуть ли не в десять раз и нападали на меня изнутри, как бешеные собаки. Как говорится, последний бой - он трудный самый. После примерно 6-8 месяцев, наконец-то, отпустило.

Не всегда все так драматично и трудно. Бывает, человек испытывает радость от того, что получил обоснованное разрешение больше не паниковать или не думать страшные мысли, и сразу чувствует облегчение и может довольно легко отпустить старые установки. А бывает, что изменения даются только с боем.