(я не психолог) (transurfer) wrote,
(я не психолог)
transurfer

К вопросу о ресурсе

Оригинал взят у marsia в К вопросу о ресурсе
Отличный текст Натальи Артемьевой "Бей или беги: как мозг и его физиология мешают нам работать" здесь: http://slon.ru/biz/1098187/ (рекомендации не универсальны, конечно, но...:)

В сокращенном варианте:
"К примеру, возьмем негативную реакцию сотрудника на критику. Нас долго приучали думать, что она говорит о недостаточной зрелости или невоспитанности. Но сейчас мы понимаем, что критика воспринимается как угроза статусу, положению в жизненной иерархии. Древние структуры мозга расценивают эту ситуацию как опасную и запускают функциональные изменения в организме: мышцы напрягаются, повышается уровень адреналина, начинает вырабатываться кортизол. Естественная реакция организма – бегство или борьба, защита или нападение. Но взять и убежать с работы человек не может, он вынужден реагировать. И реагирует не столько его сознание, интеллект, сколько организм как таковой. А критикующий об этом не знает и продолжает адресовать свою критику сознанию, которое находится «в отключке» (это связано с уменьшением кровообращения в лобных долях во время стресса).

Вот еще несколько противоречий между стремлением к эффективности и базовыми реакциями организма.

Спать или работать? Если вам удалось поспать лишь 5–6 часов, то на следующий день состояние организма у вас будет такое же, если бы вы только что выпили кружку пива (это касается и концентрации внимания, и способности к поиску решений, и даже координации движений и скорости реакции). Но если подвыпившие не допускаются на рабочие места, то «слегка недоспавшие» должны целый день принимать важные решения.

Кофе или спокойствие? Кофе повышает уровень кортизола (именно поэтому нас так бодрит после него), но он же способствует его дисфункции, из-за чего нам трудно уснуть, а затем и проснуться. Повышенный уровень кортизола может влиять на поведение, делая сотрудника более подозрительным и негативным. Однако организации, не думая об этом, охотно оборудуют свои кухни кофемашинами.

Сладкое или труд? Сладкое резко повышает уровень глюкозы, но потом резко его же снижает, отбирая у вас остатки энергии для работы. Но немало работодателей в стремлении к разнообразию и в борьбе за лояльность сотрудников привозят в офис булочки, предлагают на обед снэки, печенье и шоколад. Компания может быть очень настойчивой в борьбе с курением и в соблюдении дресс-кода, но тут дает слабину.

Креативность или жесткий график? Только 10% идей и решений приходят нам в голову на рабочем месте, остальные – в ванной, на прогулке, там, где у мозга есть шанс расслабиться и наткнуться на новые инсайты. Но большинство работодателей продолжают настаивать на жестком графике работы (мол, все должны быть на месте для решения важных вопросов) и даже сокращают обеденный перерыв, чтобы быстрее вернуть людей на рабочие места. Более того, мы верим, что инсайт возможен в моменты мозговых штурмов.

Слушать или думать? Человек может концентрировать внимание на одном вопросе не более 20–25 минут (на этом строится правило Pomodoro), но мы продолжаем планировать деловые встречи длительностью в час, растягивать доклады на конференциях на полтора часа.

Давление или мысль? Кричать на сотрудника – значит вызывать стрессовую реакцию, во время которой часть мозга, ответственная за анализ и планирование, отключается. Это вызывает гормональный дисбаланс и снижает вероятность интеллектуального ответа на запрос. Однако руководители утешают себя доводами вроде «боятся – значит уважают» или «это мой личный стиль управления».

Изменения или лояльность? Изменения вызывают стрессовую реакцию у любого человека (мы отличаемся друг от друга только степенью ее интенсивности и публичного проявления), но мы продолжаем считать человека, не принимающего изменения, как минимум «не соответствующим корпоративным ценностям», а как максимум – нелояльным.

Дофамин или деньги? Чтобы почувствовать желание «свернуть горы», нужно добиться достаточного уровня серотонина и дофамина в головном мозге. Но почему-то во многих организациях считают, что этот уровень достигается не за счет эффективного лидерства или адекватной корпоративной культуры, а всего лишь за счет денег, которые получают сотрудники.

Что делать?

Прежде всего нужно понять, что проявление наших интеллектуальных способностей напрямую зависит от состояния нашей функциональной системы. Попробуйте найти выход из сложной ситуации с клиентом, летя по горнолыжной трассе, – у вашего организма другие задачи в этот момент.

Нужно понять, что организации сейчас и в будущем будут конкурировать за внимание и энергию сотрудника со стремительно увеличивающимися соблазнами в виде интернета, вкусной, но вредной пищи, телевизора и прочего.

И стоит помнить, что самому сотруднику крайне трудно вести «праведный образ жизни» и сохранять энергию для рабочих подвигов в нынешнем мире – спать, когда все смотрят «Шерлока», заниматься спортом, когда друзья выпивают в баре, носить с собой правильную еду, когда коллеги угощают жирным тортом. Организация, однако, может помочь своим работникам.

А конкретно – хорошо бы:

1. Объяснять людям, как их настроение, мотивация, продуктивность, радость от профессиональной деятельности, карьерный рост, креативность и способность принимать решения зависят от правильной работы всей биохимической системы их организма. А она, в свою очередь, – от режима, образа жизни и общего состояния здоровья. И что не книжки нужно читать о том, как добиться цели, а спать ложиться до полуночи. Самое простое действие – это просвещение, обучение сотрудников, помощь им в изменении их собственной жизни. Это могут быть хоть тренинги, хоть лектории.

2. Изменить то, что нам подвластно: поменять вендинговые аппараты с печеньем и кока-колой, вызывающими резкий выброс глюкозы и влияющими в итоге на обменные процессы, на аппараты со здоровой едой, добавляющей сил и энергии. Остановить людей (особенно руководителей) в их желании вести дела после окончания рабочего дня – принудительно отключать рабочие серверы и электронную почту. Это раньше возможность быть онлайн 24х7 воспринималась как признак свободы, сейчас она скорее вызывает досаду. Безусловно, рекомендация касается тех, чей бизнес действительно позволяет это сделать. Но мой опыт работы в больших организациях подсказывает, что такое решение доступно очень многим.

3. Убрать из столовой «столики с соусами» – никакой пользы от майонеза и кетчупа нет. Не разрешаете же вы курить в помещении? Значит, не надо и давать людям есть что попало. Настаиваете же на соблюдении дресс-кода? А тут соблюдение правил еще важнее, так как это влияет и на впечатление, которое сотрудник производит на клиента, и на его продуктивность.

4. «Маркировать» то, что не можете изменить. Один знакомый руководитель рассказывал, что в его компании никак не могли научить людей двигаться по центру коридора, чтобы избегать столкновения с открывающейся дверью. Тогда они решили на полу нарисовать радиус открывающейся двери: заступая за эту пунктирную линию, люди понимали, что попадают в опасную зону. Так можно поступить и с другими угрозами. Пусть на кофемашине будет табличка: «Осторожно, поднимает уровень кортизола в крови». Пусть на кулерах с водой будут надписи типа: «Не проходите мимо, выпейте полстакана». А у лифта: «Пользуйтесь лестницей – добавьте кислорода мозгу».

5. Добавить альтернатив. Да, вечерние уроки по системе цигун могут и не вызвать оптимизма, но, например, практические занятия по дыханию в виде хорового пения или игры в джазовом духовом оркестре – вполне! Именно пение тренирует дыхание и восстанавливает его правильный рисунок, но современные люди поют мало. Хор почти ничего не будет стоить компании: наём на два часа в неделю даже профессора консерватории по хоровому пению никого не разорит. А в итоге – и правильное дыхание, и замечательный тимбилдинг".

Tags: здоровье
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments