Category:

Очень познавательно. Не знала о "пожарниках", но они очень узнаваемы ))

Выделяются также такие структурные компоненты личности/субличности как "изгнанники". Когда человек переживает глубокую обиду, стыд, то появляются субличности, сохраняющие эмоциональные воспоминания о пережитом. "Компоненты-управляющие ...стремятся держать такие чувства вне сознания...пытаются заключить уязвимые компоненты в потайные укрытия" (с) Если переживания субличности-изгнанника становятся чрезмерны (стрессы извне, травма, ретравматизация) и становятся угрозой всей системе, то на сцене появляются "пожарные" - субличности, отвественные за поиск отвлекающего стимула или отделения от чувств. Среди типичных действий "пожарных" - всякого рода зависимости, переедание, чрезмерное пристрастие к работе. (Из моих личных заметок на полях, кажется, в других подходах изгнанников часто зовут "внутренним ребенком")

Модель внутренних семейных систем (ВСС) предполагает, что в человеке существует некое стержневое "Я", вокруг которого и группируются прочие субличности. Стержневое "Я" обладает способностью "видеть все в настоящем свете", оно безупречно и целительно, и, среди прочего, способно отнестись с пониманием и сочувствием к нуждам и потребностям каждой субличности.
Цель психотерапии, таким образом, дифференцировать это "Я" от прочих компонентов и дать проявится его целительной силе. Для чего, образно говоря, "по дороге" вам как психотерапевту придется договориться с "управляющими", убедить "защитников", признать "изгнанников" и успокоить "пожарных", не исключая, не обвиняя и не выгоняя никого из них.
отсюда, читать целиком


Я бы добавила, что такой подход помогает в быту, при общении с людьми. Если не забывать, что каждый человек - это некая группа субличностей, и не все из них вам рады или понимают вас. Какие-то вам симпатизируют, какие-то вас боятся, какие-то вас в упор не видят. Грубо говоря, вместо "она дура" - "она в данный момент (!) ведет себя со мной(!) как дура(!)". Это очень интересно - присмотреться к человеку с этой позиции, с позиции множества его разных сторон. Можете вы общаться с кем-то, у кого есть пара субличностей, которые вам неприятны, а с остальными вы хорошо уживаетесь? Можете общаться с тем, у кого есть субличности, с которыми вам лично хочется пообщаться, но который к вам их не подпускает? Что важнее всего?